Трабант — это символ ГДР, автомобиль, который производился в городе Цвиккау на заводе VEB Саксенринг с 1957 по 1991 год. Это был самый популярный и доступный автомобиль в стране, на который приходилось почти половина всех легковых машин. Но для того, чтобы купить Трабант, нужно было ждать в очереди более 12 лет, так как спрос на него превышал предложение. Это делало Трабант очень ценным и желанным товаром, который привлекал внимание не только покупателей, но и воров.
Один из таких воров был Томас Б., 40-летний слесарь-автомеханик, который работал на заводе Саксенринг с 1979 года. Он был женат и имел троих детей. С виду он казался обычным семьянином и трудолюбивым рабочим, который получал среднюю по стране зарплату в 1100 марок в месяц плюс 250 марок пособия на детей. Но на самом деле он вел двойную жизнь и был мастерским вором, который за восемь лет украл 25 новых Трабантов с завода и продал их по высокой цене.
Его метод был прост, но гениален. Он использовал свои знания о производстве и слабые места в системе безопасности завода, чтобы вывезти автомобили прямо под носом у охраны. Он всегда начинал свой поход за добычей с одного и того же места: двора завода, где стояли машины с небольшими дефектами, для которых в цехе не хватило места. Он выбирал тот автомобиль, который хотел украсть, и ехал на нем к проходной, где оставлял его на стоянке, откуда хорошо видна была проходная со шлагбаумом. Затем он возвращался на рабочее место и ждал подходящего момента.
Он обычно действовал во время последнего перерыва своей смены, около 21 часа. Он возвращался к машине, которую оставил у выхода, и прикреплял к ней самодельный красный номер, который использовался для перевозки автомобилей. Затем он садился за руль и ждал, пока к проходной подъедет другой автомобиль. Он «прицеплялся» к нему сзади и проезжал вместе с ним через шлагбаум, не привлекая внимания охранников, которые привыкли к тому, что постоянно перевозятся новые машины из одного цеха в другой. После того, как он выезжал за территорию завода, он парковал машину на ближайшей улице, а потом снова возвращался на работу. После окончания смены он забирал украденный автомобиль и уезжал на нем в другой район города.
Он продавал свою добычу как так называемые автомобили «новой постройки». Он утверждал, что восстановил старый Трабант, заменив его кузов и многие другие части на новые. Он принимал только тех покупателей, у которых уже был старый Трабант. Они должны были снять номерной агрегат со своего старого автомобиля и прислать его ему. Он говорил, что заменные кузова, из которых он делал «новые постройки», поставлялись без номерных агрегатов. Он переносил номерной агрегат покупателя в украденный новый автомобиль. Таким образом, покупатель продолжал использовать свои старые документы на автомобиль, как будто его старый Трабант был полностью обновлен. Все выглядело законно: Томас Б. даже выписывал счета. Он включал в них несуществующие часы работы и не купленные запчасти и в итоге получал цену нового автомобиля. Среди его покупателей были даже несколько государственных предприятий.
Томас Б. продал 24 автомобиля таким способом и не попался. Но однажды жадность сыграла с ним злую шутку. Он не захотел ждать, пока освободится его гараж, и оставил 25-й украденный автомобиль на улице. То, что спереди не было номерного знака, в ту же ночь, заметила 35-летняя жительница Бригитта Т. Когда Трабант не двигался несколько дней, ей это показалось еще подозрительнее. Тем более, что автомобиль был явно новый — со всего 12 километрами пробега на тахометре, как показали фотография полиции. Бригитта Т. сообщила о своем подозрении народной полиции, которая связалась с заводом Саксенринг. Сотрудники завода провели расследование и выяснили, что там действительно пропал новый автомобиль. Позже выяснилось, что все эти годы кражи Томаса Б. оставались незамеченными. Только благодаря конкретному сигналу народная полиция смогла выйти на след автовора. Ответственный за конечную сборку руководитель был понижен в должности.
Когда полиция обнаружила украденный новый автомобиль с номерным знаком от прицепа Томаса Б., доказательства были собраны, и преступник был быстро вычислен. 11 апреля 1988 года Томас Б. был арестован в своей квартире и сразу же признался.
Он признался, что не имел ни соучастников, ни сообщников. Его признание и раскаяние не помогли ему: в конце он получил максимальный срок в 10 лет тюрьмы и должен был заплатить четверть миллиона марок в качестве компенсации за ущерб. Большую часть этой суммы он должен был вернуть своим покупателям, которые должны были сдать украденные Трабанты обратно на завод Саксенринг.
Год спустя ГДР перестала существовать. Среди первых, пересекающих границу в ночь падения Берлинской стены, был Трабант. На волне общенемецкого восторга он был выбран автомобилем 1989 года и даже попал в качестве звездного гостя в ZDF-Hitparade (Хит-парад немецкого телеканала ZDF, был одним из самых популярных и самых известных музыкальных телесериалов). Но почесть от бывшего классового врага была для Трабанта «поцелуем смерти». В апреле 1991 года после 33 лет производства последний экземпляр сошел с конвейера в городе Цвикау.
Его уход, был как уход хорошего друга. Но я думаю, что никто не проливал по нему много слез. Конечно, из ностальгических чувств может быть, но с технической точки зрения он уже давно не шёл в ногу со временем.
Для Томаса Б. конец ГДР стал счастливым поворотом. Областной суд Дрездена в 1991 году смягчил его тюремный срок с 10 до 5 лет. В августе 1991 года — после трех лет заключения — Томас Б. был освобожден условно. Суду он позже написал: «Каждый человек делает в своей жизни ошибку. Моя была огромной глупостью. Я сам не понимаю, как я мог такое сделать. Для этого нет никакого оправдания. Я заверяю вас, что эта глава в моей жизни закрыта навсегда». Он переехал в западную часть. В Цвикау он появлялся только изредка.
В цехе 2 завода Саксенринг, где работал Томас Б., сейчас расположен музей: музей Хорха. Он демонстрирует более 100-летнюю историю автомобилестроения в Цвикау. Трабант здесь занимает почетное место. Он вызывает у бывших граждан ГДР ностальгические чувства, подобные тем, которые вызывает VW Кäfer на Западе. И здесь тоже произошло некоторое объединение. Последняя серия Трабантов получает двигатель от VW. «Мумия с кардиостимулятором», говорили тогда насмешливо. И дни его сочтены. Но Volkswagen принимает части завода Саксенринг и строит новый огромный завод на окраине города. В последнее время Цвикау стал местом, где VW осуществляет переход к электромобилю.
Но одно удалось Трабанту. Ведь с Трабантом удалось сохранить автомобилестроение в Цвикау. Поэтому жители сейчас имеют большой завод VW со множеством поставщиков-промышленников вокруг, которые создают массу рабочих мест. И поэтому они могут сказать: «Спасибо, Трабант!»
Знали ли вы о существовании такого автомобиля? А может быть бывали в ГДР? Пишите об этом в комментариях.
Комментарии 0